Антикризисные инструменты для торговли: управление ассортиментом и складскими запасами

Антикризисные инструменты для торговли: управление ассортиментом и складскими запасами

Антикризисные инструменты для торговли: управление ассортиментом и складскими запасами

Как мы отмечали в предыдущих статьях, кризисные явления привели к тому, что многие торговые компании начали испытывать дефицит денежных средств. Ранее мы рассмотрели механизмы "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей", с помощью которых можно построить процессы антикризисного управления денежными средствами и затратами на торговом предприятии. В этой статье мы рассмотрим проблемы, являющиеся производными от проблем недостаточного финансирования, которые может испытывать как само предприятие, так и его контрагенты.

Испытывая проблемы с финансированием, клиенты торговых компаний вынуждены изменить свои ассортиментные предпочтения: приобретать аналогичную продукцию по меньшей стоимости или вовсе отказываться от части ассортимента. В разных отраслях этот эффект наблюдается сейчас в разной степени - в оптовой торговле стройматериалами сильнее, в розничной торговле пока значительных изменений потребительских предпочтений не наблюдаются, но ритейлеры пересматривают свои ассортиментные матрицы, выводя из них медленно оборачиваемый и низкорентабельный ассортимент. Как поведет себя потребитель в дальнейшем и как изменятся его ассортиментные предпочтения - прогнозировать сложно.

На фоне такого рода неопределенности перед руководителем торговой организации стоит задача эффективного и, главное, оперативного управления ассортиментом и складскими запасами. Имеющиеся в "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей" механизмы организовать эти процессы эффективно и в короткие сроки.

Основным инструментом анализа эффективности ассортиментной политики предприятия является отчет XYZ/ABC анализ продаж.

Щелкните для увеличения Щелкните для увеличения

Проанализируйте ассортимент. Выявите товары с нестабильным спросом и товары со стабильно высоким спросом. Повторяйте анализ регулярно - потребительские предпочтения могут измениться.

Товары, попавшие в категорию А дают основной оборот, товары категории С лежат мертвым грузом на складе. Полученную информацию стоит также учитывать при управлении маркетинговыми акциями (об этом мы планируем рассказать в одной из следующих статей).

В условиях кризиса важно проанализировать изменение спроса, и отслеживать переход товарных позиций из одной категории в другую, сравнивать ситуацию с предыдущими периодами и аналогичным периодом прошлого года. Оценить динамику изменения спроса позволяет XYZ-анализ. Товары категории X характеризуются стабильным спросом, товары категории Z имеют нестабильный спрос.

Важно своевременно выявить товарные позиции, перешедшие из категории AX в AY или AZ. Вполне вероятно, что эти позиции в дальнейшем могут перейти в категории В или С и останутся на складе мертвым грузом. К формированию заказа на такие товарные позиции следует подходить осторожно.

В условиях нестабильности, инфляционных ожиданий и роста курса валют надо думать над каждым заказом и не опираться на шаблоны, наработанные в спокойные времена. Так, например, по товару, пользующемуся стабильно высоким спросом, стратегия "точно вовремя" может оказаться не самой эффективной, в то время, как создание дополнительного резерва высоколиквидных групп товаров на складе позволит сэкономить на росте цен и колебании курсов валют.

Например, закупив больше, чем обычно товара пользующегося стабильно высоким спросом и приносящего высокий доход (категория AX) по более низким ценам, торговое предприятие получает больше маржинальной прибыли на его продаже и дополнительное конкурентное преимущество, т.к. имеет больше места для маневра в ценообразовании. Конечно, при этом надо еще внимательно анализировать складские издержки на хранение такого резерва.

Оборачиваемость товара, кроме XYZ/ABC-анализа можно проанализировать в отчете Анализ оборачиваемости товара.

Щелкните для увеличения

Для анализа соотношение складских запасов и объемов продаж по товарным позициям и временным периодам в "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей" существует отчет Продажи и остатки. Этот отчет сопоставляет на шкале времени складской запас и продажи, и акцентирует внимание на периоды отсутствия спроса на отдельные товары, находящиеся на складах.

Щелкните для увеличения

Отчет позволяет также формировать список непродаваемых товаров, по которым есть остатки на складах.

Щелкните для увеличения

Управление складскими запасами

Товары с нестабильным спросом следует заказывать точно под имеющиеся потребности.

В результате анализа выявляются две категории товара: товары со стабильным спросом и товары с падающим спросом. Для дальнейшей автоматизированной обработки необходимо добавить соответствующее дополнительное свойство товара, например, "Стабильность сбыта", в котором и указать принадлежность к той или иной категории.

Для управления заказами товаров с нестабильным спросом следует применять политику минимизации складских запасов, заказывать только то, под что имеются заказы покупателей или планы продаж, с учетом уже имеющихся запасов на складах и ранее заказанного у поставщиков.

Для реализации такой политики управления в "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей" можно воспользоваться инструментом Календарный план закупок.

Следует установить выборку по свойству товара - принадлежности к категории товаров со снижающимся спросом.

Щелкните для увеличения

При выборе источников информации для расчета количества следует опираться на планы продаж, заказы покупателей и внутренние заказы, при этом следует вычесть имеющийся остаток на складах и ранее сделанные заказы.

Щелкните для увеличения

Товары со стабильно высоким спросом лучше закупать с запасом - на случай сбоев поставок или резкого роста закупочной цены.

Для группы товаров со стабильным спросом, особенно тех, по которым ожидается рост закупочной цены, следует применить политику дополнительного складского запаса. Разумеется, если стоимость издержек складского хранения не превысит ожидаемого эффекта экономии на закупочных ценах.

Для реализации такой политики управления в "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей" следует применить инструмент Планирования по точке заказа.

При выборе источников данных для планирования также следует опираться на планы продаж, заказы покупателей и внутренние заказы, за вычетом имеющихся складских запасов и ранее сделанных заказов. В отличии от товаров со снижающимся спросом для этих товаров следует сформировать дополнительный запас, который позволит с одной стороны сэкономить на росте закупочных цен, а с другой подстрахует на случай проблем с регулярностью поставок и взаимоотношений с поставщиком - в этом случае имея резерв не придется срочно в условиях цейтнота соглашаться на условия поставщика, а можно спокойно проанализировать рыночную конъюнктуру и принять взвешенное решение.

Величина резерва задается в процентах и для каждой позиции или группы определяется экспертно.

Щелкните для увеличения

На основании данных о страховом запасе, текущих складских остатках и планируемых поставках товаров формируется отчет с рекомендациями о закупке товаров.

Щелкните для увеличения

Необходимые заказы поставщикам формируются непосредственно из формы отчета.

Таким образом в "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей" замыкается контур управления складскими запасами, адаптированный под задачи антикризисного управления предприятием. Своевременное изменение принципов управления запасами позволит предприятию не заморозить дефицитные оборотные средства на складе, сэкономить на закупочных ценах и получить дополнительные конкурентные преимущества.

Используемые механизмы "ИТ-К: Управление Ювелирной Торговлей":

  • Отчет XYZ/ABC анализ продаж;
  • Отчет Анализ оборачиваемости товара;
  • Продажи и остатки;
  • Помощник планирования;
  • Документ Установка точки заказа;
  • Отчет Анализ точки заказа.

Возврат к списку

Заказать звонок